Тема занятия: Развитие пространственного восприятия и элементарного конструктивного мышления

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЁНКОМ

1. Наблюдение дистантное.

Ребёнок беспокойный, очень подвижный. За 10 минут наблюдения Антон шесть раз поменял место игры: играл в сухом бассейне; подбегал к велосипеду, пытался взобраться, обращался за помощью, но, посидев несколько секунд, слез; побежал к детям, которые строили «Большой дом», схватил куб, но играть дальше не стал; заинтересовался игрушками на полках, некоторое время перебирал их; снова полез в сухой бассейн, пытался зарыться в мячики, но быстро пресытился; услышав крики детей из детского сада (РПМПК граничит с детским садом для городских детей), побежал к окну; там заинтересовался цветком, листочки трогал, не рвал…

2. Знакомство с ребёнком. Наблюдение продолжается…

Наблюдала за ребёнком, эмоционально поддерживала ребёнка... Антон привыкал ко мне. Убедившись, что ребёнок адаптировался к ситуации и готов к сотрудничеству, предложила ему поиграть со мной. Спросила: «Хочешь со мной играть?». Малыш ответил одним словом: «Хочу!» - и доверчиво вложил свою тёплую ладошку в мою руку, но сделал он это недостаточно умело: ручка его была несколько вывернута. Позже, во время игры, когда на несколько минут посадила Антона на колени, малыш заглядывал мне в глаза, старался прижаться спиной, но не чувствовал, что положение его тела относительно моего неудобно ни для него, ни для меня: сидел несколько боком, между его спиной и мной образовывался угол, если бы я его не придерживала, он мог сползти с колен. Когда я поправила посадку ребёнка, уже через несколько секунд можно было заметить изменения в состоянии ребёнка: мышцы рук, ног и даже спины стали мягче, дыхание несколько замедлилось, стало ровнее…

*** Выводы: Антон Кислицин – ребёнок депривированный, эмоционально неустойчивый, с недифференцированными эмоциональными привязанностями.
P.S.: эмоциональные привязанности с элементами «избегающего» и «цепляющегося» ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Активизация познавательного интереса.

- «Ты хочешь научиться водить машину? Ах, ты хочешь научиться ездить на мотоцикле? …»
- «Что надо уметь, для того чтобы водить машину или ездить на мотоцикле?»
- «Да, нужно стать большим. Но и не все взрослые умеют это делать…»
- «На что похож мотоцикл? На велосипед или детскую коляску?…»
- «Что труднее вести? Машину или мотоцикл?»
- «Надо быть здоровым и сильным... Не бояться бегать и прыгать. Уметь кататься на велосипеде».
- «Надо знать правила движения. Знать цвета светофора».
- «А если ты уедешь далеко - далеко. Как ты найдёшь дорогу? Надо очень много знать. Всему
можно научиться».

P.S.: беседа с ребёнком проводилась до начала коррекционного занятия. Дала малышу немного поиграть с машинкой и по его просьбе с мотоциклом (таким образом , пришлось внести небольшую коррективу в ход занятия: помимо машинки использовалась полюбившаяся игрушка – мотоциклист с мотоциклом). Игра помогла поддерживать разговор «взрослого и ребёнка», оказывала существенную помощь малышу при ответах на мои вопросы.

II. Коррегирование высших психических функций.

Для развития конструктивного мышления необходимо развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Известно, что дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Таким образом, развитие конструктивного мышления невозможно без нормального сенсорного и пространственного восприятия. А для того, чтобы целенаправленнее помочь ребёнку, необходимо знать причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР.

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

  1. У детей с ЗПР недостаточно развито внимание, особенно произвольное внимание .
  2. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий, в следствие чего нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы. А это в свою очередь ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
  3. В первые годы жизни недостаточно развиваетсяе ориентировочно-исследовательская деятельность. Поэтому ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
Моя работа усложнялась тем, что Антон, ребёнок с задержанным вариантом развития, к тому же ещё и гиперактивный ребёнок с эмоциональной неустойчивостью. Но если посмотреть данное занятие только в отношении коррегирования познавательных функций ребёнка, моя основная задача заключалась в том, чтобы помочь Антону, т.е. ребенку с ЗПР, упорядочить процессы восприятия, учить его анализировать образец, устанавливать взаимосвязь между частями и целенаправленно воспроизводить данную структуру в процессе собственной деятельности.

1. Развитие концентрации внимания:

Оборудование: набор чашечек, карточки с заданиями, баночка с фасолью, коробка из-под конфет, бумага, фломастеры и карандаш.

  1. Упражнение «Одинаковые предметы». Предложила ребёнку карточки с рисунками различных предметов и попросила найти среди них одинаковые (два мяча). Нашёл с помощью. На другой картинке самостоятельно показал две машины.
  2. Методика «Включение в ряд». Начала сама: положила по порядку самые большие чашечки по порядку убывания. Попросила продолжить ... Антон справился с заданием, но не без моей помощи. Потом выполнил задание во второй раз. Ошибок было меньше. Позже (после других заданий) снова вернулись к данному заданию, несколько изменив его.
  3. Штрихование. Попросила заштриховать вертикальными линиями два квадрата: один правой рукой, другой – левой. Первые две линии сделала сама. Третью – помогла ему прочертить (его рука в моей, чертили вместе). Дальше задание выполнял сам. Я находилась рядом и помогала, если видела его затруднения (осторожно придерживала его руку при необходимости). Заштриховав один квадрат, Антон прервал работу. Смотрел на меня и ждал, что я скажу. Я похвалила его и попросила начертить такие же линии другой рукой.

    P.S.: ребёнок очень неуверенный, с низкой самооценкой. От задания пытался отказаться, говорил: «Я не могу!».

  4. Заполнение замкнутой фигуры. По моей просьбе заполнил «солнышко» точками.

    P.S.: первоначально предложила Антону «сделать солнышко в горошек» (как будто солнышко оделось в платье с красными горошинками). Но маленькие кружочками у ребёнка не получались. Поэтому заменила кружки на точки (будто «веснушки»). «А горошинки мы будем рисовать в следующий раз», – сказала я ребёнку.

  5. Работа с фасолью – выкладывание по одной , потом по две фасолинки в конфетные формочки («домики»). Выполняет задание с удовольствием. Временами ошибается (например, кладёт одну вместо двух). Если сразу указать на неверное действие, Антон ошибку исправляет. Если сказать про ошибку чуть позже (через 1-2 хода), самостоятельно найти ошибку не может.

    P.S.: ошибки исправили потом вместе. На данном коррекционном занятии не ставилась задача коррегирования мыслительных операций и развития математических представлений.

    Ошибки преимущественно были из-за крайне неустойчивого внимания ребёнка ( и малого его объёма!), сниженного зрительного восприятия, а так же несформированности анализа.

2. Тренировка психомоторных функций:

Оборудование: мячи (резиновый и мягкий из ткани, музыкальный), две юлы, баночка с фасолью, коробка из-под конфет, бумага, фломастеры и карандаш.

  1. Упражнения «Штрихование» и «Заполнение замкнутой фигуры». Эти упражнения так же хорошо развивают тонкую моторику.
  2. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев по подражанию (1-1-1-1 – смог повторить сразу, выполнял позже самостоятельно по устной инструкции; 2-2-2-2 – обучился с трудом, выполнял только по следу; 1-2-1-2 – не справился).
  3. Запускание юлы обеими руками поочерёдно (лучше получалось левой рукой). Одновременно запустить обеими руками юлы не смог. Вращалась или «левая» (чаще) или «правая» юла, вторая тут же падала. Решили с ребёнком, что запускать юлы одновременно обеими руками будем в следующий раз.
  4. Игры с мячами. Развитие общей моторики. Развитие слухового внимания и моторики («Куда спрятался музыкальный мяч?»).
  5. Работа с фасолью – выкладывание по 1-й , потом по две фасолинки в конфетные формочки («домики»). Пытается взять сразу много фасолинок. Не удерживает, они у него падают на стол и даже на пол. Говорю Антону, что нужно брать столько фасолинок, «сколько их живёт в домике». Наконец, начал выполнять задание правильно (брал нужное количество фасолинок). При выкладывании фасолинок временами ошибался в основном из-за внимания…

3. Сенсорное воспитание :

Коррекционная работа по сенсорному воспитанию (закрепление ранее усвоенного материала:

  1. Развитие восприятия цвета – карточка с заданием, набор чашечек (разные по цвету и величине), две юлы (красная и синяя), кубики Никитина, бумага и цветные фломастеры.
  2. Развитие восприятия величины – палочки, набор чашечек, отличающихся по величине и цвету, набор корзиночек, также отличающихся по величине и цвету.
  3. Развитие восприятия формы – «Почтовый ящик», карточки с заданиями, бумага и карандаш, машинка и мотоцикл (окошко в машинке, колёса машинки и мотоцикла).

4. Развитие пространственного восприятия:

Оборудование: «Почтовый ящик», бумага, фломастер, мячи, кубики Никитина.

  1. Игра с «Почтовым ящиком». Принесла много радости ребёнку, особенно игра с новым «почтовым ящиком» («Черепашкой»).
  2. Работа с разрезными картинками – из двух частей сложил с направляющей помощью, и из трёх частей сложил с организующей и обучающей помощью. Интереса игра не вызвала. Надо сделать для него специальные разрезные картинки, например разрезную «машинку».
  3. Работа с кубиками Никитина – сначала складывали дорожки одного цвета по рисунку, затем учились складывать дорожки с чередованием цвета по образцу, выложенному мною из кубиков, потом по узору на карточке, что далось ребёнку намного труднее. Постоянно вспоминали, где верх и где низ (мог показать сам!), где лево и где право (хотя знает, где у него правая рука, а где левая, на кубиках постоянно путается). Интерес поддерживался за счёт того, что по сделанной Антоном дорожке катился мотоцикл. Волей неволей приходилось стараться строить дорожки, чтобы была возможность покатать мотоциклиста.
  4. Игра с мячом. Куда катится мячик? Назвать направление Антон не смог. Я просила повторять за мной: «прямо», «налево», «направо»… Потом мяч заменили машинкой…
  5. Ориентация на бумаге. На бумаге нашли верх и низ (в первый раз показал с моей помощью, потом справлялся сам). Рисовали кружочки на бумаге (кружочки неровные с захлёстом).

5. Развитие конструктивного мышления:

Оборудование: набор чашечек, палочки, кубики Никитина, конструктор «Пластинки», конструкция из альбомного листа.

  1. Конструкции из чашечек. Из чашечек можно сделать разные конструкции, например, грибочки, мостик, вазу и другие.
  2. Работа с кубиками Никитина. Сложение простых узоров Никитина (от «дорожки» перейти к «коврику»).
  3. Работа с конструктором «Пластинки». Начальное конструирование:
    1. конструкции из двух пластин разных цветов;
    2. конструкции из трёх пластин одного цвета.
    При конструировании Антон испытывает затруднения из-за нарушенного пространственного восприятия и слабой моторики. Особенно трудно даётся ребёнку перпендикулярное соединение пластин. Антон снова и снова пытается соединить пластины…
    Его настойчивость и старание вызывают уважение к этому маленькому человечку!
  4. Работа с палочками. Интереса игра не вызвала. Скорее всего это результат того, что с палочками работали в детском доме. Нет новизны! Непроизвольное внимание не работает. А потому, продуктивность снижается.
  5. Конструкции из листа бумаги. Конструкции из альбомного листа – обыкновенная скатанная из бумаги трубочка. У ребёнка вызывает удивление, что бумагу можно поставить на стол вертикально, вызывает даже восторг то, что трубочка стоит и не падает! И потом в трубочку можно смотреть, как в бинокль!

Примечание:

Воспитателями Антон характеризуется как ребёнок непослушный и неусидчивый. В ходе обследования удалось заинтересовать ребёнка интересными заданиями (включено непроизвольное внимание). Обследование и последующее коррекционное занятие было проведено в высоком темпе (из-за гиперактивности ребёнка). В связи с завышенной тревожностью ребёнка было уделено особое внимание эмоциональному состоянию ребёнка. Спокойствие и уверенность в ребёнке поддерживались вербально («Молодец! Умница!»), эмоционально (улыбка и мягкое обращение) и тактильно (одобрительное или ласковое прикосновение). Обследование и последующее коррекционное занятие позволило сделать следующие выводы:

  1. У ребёнка – более высокие интеллектуальные возможности, чем следует из его характеристики и из первоначального наблюдения.
  2. При заинтересованности ребёнок достаточно дисциплинирован и старателен. При успешности произвольность деятельности значительно повышается.
  3. Антон стал спокойнее и целенаправленнее, чем погода назад.
  4. Наблюдается хорошая динамика как психофизического, так и эмоционального развития. Всё это говорит о тёплом климате в детском доме и о высокой продуктивности работы педагогов.

Hosted by uCoz