Тема занятия: Развитие пространственного восприятия
и элементарного конструктивного мышления
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЁНКОМ
1. Наблюдение дистантное.
Ребёнок беспокойный, очень подвижный. За 10 минут наблюдения Антон шесть раз поменял место игры: играл в сухом бассейне; подбегал к велосипеду, пытался взобраться, обращался за помощью, но, посидев несколько секунд, слез; побежал к детям, которые строили «Большой дом», схватил куб, но играть дальше не стал; заинтересовался игрушками на полках, некоторое время перебирал их; снова полез в сухой бассейн, пытался зарыться в мячики, но быстро пресытился; услышав крики детей из детского сада (РПМПК граничит с детским садом для городских детей), побежал к окну; там заинтересовался цветком, листочки трогал, не рвал…
2. Знакомство с ребёнком. Наблюдение продолжается…
Наблюдала за ребёнком, эмоционально поддерживала ребёнка... Антон привыкал ко мне. Убедившись, что ребёнок адаптировался к ситуации и готов к сотрудничеству, предложила ему поиграть со мной. Спросила: «Хочешь со мной играть?». Малыш ответил одним словом: «Хочу!» - и доверчиво вложил свою тёплую ладошку в мою руку, но сделал он это недостаточно умело: ручка его была несколько вывернута. Позже, во время игры, когда на несколько минут посадила Антона на колени, малыш заглядывал мне в глаза, старался прижаться спиной, но не чувствовал, что положение его тела относительно моего неудобно ни для него, ни для меня: сидел несколько боком, между его спиной и мной образовывался угол, если бы я его не придерживала, он мог сползти с колен. Когда я поправила посадку ребёнка, уже через несколько секунд можно было заметить изменения в состоянии ребёнка: мышцы рук, ног и даже спины стали мягче, дыхание несколько замедлилось, стало ровнее…
*** Выводы: Антон Кислицин – ребёнок депривированный, эмоционально неустойчивый,
с недифференцированными эмоциональными привязанностями.
P.S.: эмоциональные привязанности с элементами «избегающего» и «цепляющегося» ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Активизация познавательного интереса.
- «Ты хочешь научиться водить машину? Ах, ты хочешь научиться ездить на мотоцикле? …»
- «Что надо уметь, для того чтобы водить машину или ездить на мотоцикле?»
- «Да, нужно стать большим. Но и не все взрослые умеют это делать…»
- «На что похож мотоцикл? На велосипед или детскую коляску?…»
- «Что труднее вести? Машину или мотоцикл?»
- «Надо быть здоровым и сильным... Не бояться бегать и прыгать. Уметь кататься на велосипеде».
- «Надо знать правила движения. Знать цвета светофора».
- «А если ты уедешь далеко - далеко. Как ты найдёшь дорогу? Надо очень много знать. Всему
можно научиться».
P.S.: беседа с ребёнком проводилась до начала коррекционного занятия. Дала малышу немного поиграть с машинкой и по его просьбе с мотоциклом (таким образом , пришлось внести небольшую коррективу в ход занятия: помимо машинки использовалась полюбившаяся игрушка – мотоциклист с мотоциклом). Игра помогла поддерживать разговор «взрослого и ребёнка», оказывала существенную помощь малышу при ответах на мои вопросы.
II. Коррегирование высших психических функций.
Для развития конструктивного мышления необходимо развивать наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление.
Известно, что дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Таким образом, развитие конструктивного мышления невозможно без нормального сенсорного и пространственного восприятия. А для того, чтобы целенаправленнее помочь ребёнку, необходимо знать причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР.
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
- У детей с ЗПР недостаточно развито внимание, особенно произвольное внимание .
- При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий, в следствие чего нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы. А это в свою очередь ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
- В первые годы жизни недостаточно развиваетсяе ориентировочно-исследовательская деятельность. Поэтому ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
Моя работа усложнялась тем, что Антон, ребёнок с задержанным вариантом развития, к тому же ещё и гиперактивный ребёнок с эмоциональной неустойчивостью.
Но если посмотреть данное занятие только в отношении коррегирования познавательных функций ребёнка, моя основная задача заключалась в том, чтобы помочь Антону, т.е. ребенку с ЗПР, упорядочить процессы восприятия, учить его анализировать образец, устанавливать взаимосвязь между частями и целенаправленно воспроизводить данную структуру в процессе собственной деятельности.
1. Развитие концентрации внимания:
Оборудование: набор чашечек, карточки с заданиями, баночка с фасолью, коробка из-под конфет, бумага, фломастеры и карандаш.
- Упражнение «Одинаковые предметы». Предложила ребёнку карточки с рисунками
различных предметов и попросила найти среди них одинаковые (два мяча). Нашёл с помощью. На другой картинке самостоятельно показал две машины.
- Методика «Включение в ряд». Начала сама: положила по порядку самые большие чашечки по порядку убывания. Попросила продолжить ... Антон справился с заданием, но не без моей помощи. Потом выполнил задание во второй раз. Ошибок было меньше. Позже (после других заданий) снова вернулись к данному заданию, несколько изменив его.
- Штрихование. Попросила заштриховать вертикальными линиями два квадрата: один правой рукой, другой – левой. Первые две линии сделала сама. Третью – помогла ему прочертить (его рука в моей, чертили вместе). Дальше задание выполнял сам. Я находилась рядом и помогала, если видела его затруднения (осторожно придерживала его руку при необходимости). Заштриховав один квадрат, Антон прервал работу. Смотрел на меня и ждал, что я скажу. Я похвалила его и попросила начертить такие же линии другой рукой.
P.S.: ребёнок очень неуверенный, с низкой самооценкой. От задания пытался отказаться, говорил: «Я не могу!».
- Заполнение замкнутой фигуры. По моей просьбе заполнил «солнышко» точками.
P.S.: первоначально предложила Антону «сделать солнышко в горошек» (как будто солнышко оделось в платье с красными горошинками). Но маленькие кружочками у ребёнка не получались. Поэтому заменила кружки на точки (будто «веснушки»). «А горошинки мы будем рисовать в
следующий раз», – сказала я ребёнку.
- Работа с фасолью – выкладывание по одной , потом по две фасолинки в конфетные формочки («домики»). Выполняет задание с удовольствием. Временами ошибается (например, кладёт одну вместо двух). Если сразу указать на неверное действие, Антон ошибку исправляет. Если сказать про ошибку чуть позже (через 1-2 хода), самостоятельно найти ошибку не может.
P.S.: ошибки исправили потом вместе. На данном коррекционном занятии не ставилась
задача коррегирования мыслительных операций и развития математических представлений.
Ошибки преимущественно были из-за крайне неустойчивого внимания ребёнка ( и малого его объёма!), сниженного зрительного восприятия, а так же несформированности анализа.
2. Тренировка психомоторных функций:
Оборудование: мячи (резиновый и мягкий из ткани, музыкальный), две юлы, баночка с фасолью, коробка из-под конфет, бумага, фломастеры и карандаш.
- Упражнения «Штрихование» и «Заполнение замкнутой фигуры». Эти упражнения так же хорошо развивают тонкую моторику.
- Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев по подражанию (1-1-1-1 – смог повторить сразу, выполнял позже самостоятельно по устной инструкции; 2-2-2-2 – обучился с трудом, выполнял только по следу; 1-2-1-2 – не справился).
- Запускание юлы обеими руками поочерёдно (лучше получалось левой рукой). Одновременно запустить обеими руками юлы не смог. Вращалась или «левая» (чаще) или «правая» юла, вторая тут же падала. Решили с ребёнком, что запускать юлы одновременно обеими руками будем в следующий раз.
- Игры с мячами. Развитие общей моторики. Развитие слухового внимания и моторики («Куда спрятался музыкальный мяч?»).
- Работа с фасолью – выкладывание по 1-й , потом по две фасолинки в конфетные формочки («домики»). Пытается взять сразу много фасолинок. Не удерживает, они у него падают на стол и даже на пол. Говорю Антону, что нужно брать столько фасолинок, «сколько их живёт в домике». Наконец, начал выполнять задание правильно (брал нужное количество фасолинок). При выкладывании фасолинок временами ошибался в основном из-за внимания…
3. Сенсорное воспитание :
Коррекционная работа по сенсорному воспитанию (закрепление ранее усвоенного материала:
- Развитие восприятия цвета – карточка с заданием, набор чашечек (разные по цвету и величине), две юлы (красная и синяя), кубики Никитина, бумага и цветные фломастеры.
- Развитие восприятия величины – палочки, набор чашечек, отличающихся по величине и цвету, набор корзиночек, также отличающихся по величине и цвету.
- Развитие восприятия формы – «Почтовый ящик», карточки с заданиями, бумага и карандаш, машинка и мотоцикл (окошко в машинке, колёса машинки и мотоцикла).
4. Развитие пространственного восприятия:
Оборудование: «Почтовый ящик», бумага, фломастер, мячи, кубики Никитина.
- Игра с «Почтовым ящиком». Принесла много радости ребёнку, особенно игра с новым «почтовым ящиком» («Черепашкой»).
- Работа с разрезными картинками – из двух частей сложил с направляющей помощью, и из трёх частей сложил с организующей и обучающей помощью. Интереса игра не вызвала. Надо сделать для него специальные разрезные картинки, например разрезную «машинку».
- Работа с кубиками Никитина – сначала складывали дорожки одного цвета по рисунку, затем учились складывать дорожки с чередованием цвета по образцу, выложенному мною из кубиков, потом по узору на карточке, что далось ребёнку намного труднее. Постоянно вспоминали, где верх и где низ (мог показать сам!), где лево и где право (хотя знает, где у него правая рука, а где левая, на кубиках постоянно путается). Интерес поддерживался за счёт того, что по сделанной Антоном дорожке катился мотоцикл. Волей неволей приходилось стараться строить дорожки, чтобы была возможность покатать мотоциклиста.
- Игра с мячом. Куда катится мячик? Назвать направление Антон не смог. Я просила повторять за мной: «прямо», «налево», «направо»… Потом мяч заменили машинкой…
- Ориентация на бумаге. На бумаге нашли верх и низ (в первый раз показал с моей помощью, потом справлялся сам). Рисовали кружочки на бумаге (кружочки неровные с захлёстом).
5. Развитие конструктивного мышления:
Оборудование: набор чашечек, палочки, кубики Никитина, конструктор «Пластинки», конструкция из альбомного листа.
- Конструкции из чашечек. Из чашечек можно сделать разные конструкции, например, грибочки, мостик, вазу и другие.
- Работа с кубиками Никитина. Сложение простых узоров Никитина (от «дорожки» перейти к «коврику»).
- Работа с конструктором «Пластинки». Начальное конструирование:
- конструкции из двух пластин разных цветов;
- конструкции из трёх пластин одного цвета.
При конструировании Антон испытывает затруднения из-за нарушенного пространственного восприятия и слабой моторики. Особенно трудно даётся ребёнку перпендикулярное соединение пластин. Антон снова и снова пытается соединить пластины…
Его настойчивость и старание вызывают уважение к этому маленькому человечку!
- Работа с палочками. Интереса игра не вызвала. Скорее всего это результат того,
что с палочками работали в детском доме. Нет новизны! Непроизвольное внимание не работает. А потому, продуктивность снижается.
- Конструкции из листа бумаги. Конструкции из альбомного листа – обыкновенная скатанная из бумаги трубочка. У ребёнка вызывает удивление, что бумагу можно поставить на стол вертикально, вызывает даже восторг то, что трубочка стоит и не падает! И потом в трубочку можно смотреть, как в бинокль!
Примечание:
Воспитателями Антон характеризуется как ребёнок непослушный и неусидчивый. В ходе обследования удалось заинтересовать ребёнка интересными заданиями (включено непроизвольное внимание). Обследование и последующее коррекционное занятие было проведено в высоком темпе (из-за гиперактивности ребёнка). В связи с завышенной тревожностью ребёнка было уделено особое внимание эмоциональному состоянию ребёнка. Спокойствие и уверенность в ребёнке поддерживались вербально («Молодец! Умница!»), эмоционально (улыбка и мягкое обращение) и тактильно (одобрительное или ласковое прикосновение).
Обследование и последующее коррекционное занятие позволило сделать следующие выводы:
- У ребёнка – более высокие интеллектуальные возможности, чем следует из его характеристики и из первоначального наблюдения.
- При заинтересованности ребёнок достаточно дисциплинирован и старателен. При успешности произвольность деятельности значительно повышается.
- Антон стал спокойнее и целенаправленнее, чем погода назад.
- Наблюдается хорошая динамика как психофизического, так и эмоционального развития. Всё это говорит о тёплом климате в детском доме и о высокой продуктивности работы педагогов.